Установление Таинства
Брака:
Бог благословил брачный союз первых людей в Раю и сказал им:
плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею (Быт.1; 28), дав
им один из первых Своих заветов. В той же книге Бытия, на первых ее страницах,
раскрывается тайна брачного союза мужчины и женщины: Потому оставит человек
отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть
(Быт. 2; 24). Брак был одним из тех двух Божественных установлений, которые
прародители вынесли за врата рая после грехопадения.
В Евангелии брак сравнивается с таинственным союзом Христа с
Церковью, почему и называется апостолом Павлом "тайной великой" (См.:
Еф. 5; 32,33). Господь Иисус Христос освятил Своим присутствием брак в Кане
Галилейской и благословил его. Там же Он совершил Свое первое чудо, превратив
воду в вино на бедной свадьбе (См.: Ин. 2; 1-11).
Насколько высок в очах Божьих союз мужчины и женщины,
говорит тот факт, что Христос постоянно сравнивал образ жизни в Царствии
Небесном с брачным торжеством. Господь делал это не случайно - картины брачного
пира были хорошо знакомы тем, кто слушал Его проповедь. И поэтому они вызывали
живой отклик.
История формирования
чинопоследования Таинства Брака:
Еще в ветхозаветный период брак считался священным
установлением, но о брачных обрядах того времени известно мало. Глава,
посвященная женитьбе Исаака и Ревекки, дает нам об этом следующие скудные
сведения: Исаак предлагает невесте подарки; его слуга Елеазар совещается с
отцом Ревекки относительно ее замужества; устраивается брачный пир.
Развитие брачной церемонии можно проследить в последующие
времена. К описанным выше традициям, существовавшим во времена Авраама, добавим
то, что позже стал заключаться брачный договор. Стало произноситься
торжественное благословение жениха и невесты в присутствии нескольких мужчин,
которых евангелист Лука называет "сынами брачными", а евангелист
Иоанн - "друзьями жениха". Невеста являлась на брак в сопровождении
женщин.
Потом, в ходе церемонии, следовали многочисленные
ритуально-символические действия с покрывалом невесты и благопожелания от
гостей. Жених и невеста пили из чаши, подаваемой раввином, который произносил
формулу благословения на брак; жених брал золотое кольцо и надевал его на
указательный палец невесты, произнося при этом: "Помни, что ты сочеталась
со мной по закону Моисея и израильтян".
Прочитывался брачный контракт в присутствии свидетелей и
раввина, который произносил семь благословений. Жених, державший в руке чашу,
после произнесенных благословений разбивал ее либо о стену (если невеста -
девица), либо о землю (если невеста - вдова). Затем начинался брачный пир,
который продолжался семь дней. В течение этого семидневного срока жених должен
был отдать невесте все обещанное в договоре приданое.
Бесспорно то, что традиции ветхозаветной брачной церемонии
существенно повлияли на христианский брачный обряд. Другим источником влияния
на его формирование является греко-римская культурная традиция.
Новозаветная Церковь с первых веков подчеркивала святость
брака, как богоустановленного союза мужчины и женщины. "Сам Бог соединяет
освящаемых Таинством и посреди их присутствует", - свидетельствует Климент
Александрийский. Второй путь жизни для православного христианина - девство,
которое имеет в очах Божьих такую же значимость, как и брак.
Церковь устами своих служителей свидетельствует о том, что
браки православных христиан будут совершаться до конца времен. Поэтому апостол
Павел говорит, что люди, запрещающие вступать в брак, которые явятся в
последние времена, - лжеучители, и христиане не должны их слушать.
В 398 году IV Карфагенский Собор постановил, чтобы родители
приводили жениха и невесту для благословения в церковь.
Созданная Господом Иисусом Христом Церковь входила в жизнь
языческих народов, изменяя ее и "изнутри", и снаружи. Обычаи древних
не отвергались, а им придавался новый смысл, они
"переориентировались" для достижения иных целей. Так и в
чинопоследовании Таинства Брака церковно оформлялись брачные обряды, бытовавшие
у разных народов.
Как и все другие Таинства Православной Церкви, Венчание
прошло определенный путь, прежде чем его чинопоследование окончательно сформировалось.
Развитие
чинопоследования в Русской Церкви:
Изложение последования Венчания в Русской Церкви в Х-ХП
веках не сохранилось.
В XIV веке Таинство Брака совершали исключительно мирские
священники. Интересной особенностью совершения Таинства в описываемый период
было то, что жених и невеста сами обменивались кольцами, а слова
"обручается раб Божий..." священником не произносились. Кроме того,
не было таких составляющих современного чина Венчания, как молитва
"Господи, Боже наш, иже отроку патриарха Авраама..." и сугубой
ектеньи. Также, не было вопросов к жениху и невесте о добровольном вступлении в
брак, и чтения Апостола и Евангелия. Новобрачные причащались Преждеосвященными
Дарами.
В XV веке чин обручения пополняется обычаем троекратного
благословения жениха и невесты горящими свечами.
В XVI веке Таинство Брака совершалось после прохождения
нескольких церковно-административных этапов: во-первых, жених и невеста
обращались к епископу с просьбой благословить их брак; во-вторых, архиерей
выдавал им указ ("знамение", "венечная память") на имя
приходского священника с указанием тому совершить "обыск". Так
выявлялось, нет ли канонических препятствий к браку: "чтобы (брачующиеся)
ни в кумовстве, ни в сватовстве, ни в роду, ни в племени не поималися"
(Стоглав). В 1765 году императрица Екатерина II издает указ, по которому
"венечные памяти" были отменены.
В описываемый период вошел в обычай семейный сговор,
оканчивавшийся в доме жениха молитвой священника "жениху по невесту
ехать". В доме невесты, куда жених приезжал также в сопровождении
священника, последний читал ряд особых молитв (часть из которых входит теперь в
последование второбрачных). Затем родители благословляли жениха и невесту, и
все ехали в церковь, где совершалось последование Венчания. Вопроса о
добровольном согласии в чине Венчания не было.
В XVII веке браки сопровождались заключением договора -
"заряда", предписывающего выплату денежной компенсации в случае
расторжения брака.
В первой половине XVIII века обручение и Венчание,
составляющие две части Таинства, совершались разновременно: в соответствии с
указом Петра Первого, изданном в 1702 году, промежуток между ними составлял
шесть недель. Этим же указом император отменял "зарядные записи". В
России в Синодальный период Таинство Венчания мог совершать только приходской
священник жениха или невесты.
В 1775 году Синод постановил совершать чинопоследование
обручения и Венчания одновременно. Исключение из этого правила делалось только
для лиц императорской фамилии.
С 1802 года на Венчании кроме жениха и невесты должны были
присутствовать свидетели, которые подтверждали подписями в метрической книге
храма свершившийся акт Браковенчания.
Церковно-канонические
препятствия к Браку:
Православной Церковью четко определены причины, по которым
Таинство Венчания совершаться не может. Они следующие.
1. Не допускается вступление в Брак более трех раз.
2. Запрещается вступать в Брак лицам, находящимся в близких
степенях родства, вплоть до четвертой степени (то есть с троюродным братом или
сестрой).
3. Церковный Брак невозможен, если один из брачующихся (или
оба) объявляют себя атеистами и желают венчаться, руководствуясь посторонними
мотивами.
4. Не венчают пару, если хотя бы один из будущих супругов не
крещен и не готов принять Крещения перед Венчанием.
5. Не венчают Брак, если один из брачующихся фактически
состоит в браке с другим лицом. Если этот брак - гражданский, то он должен быть
расторгнут в установленном государственным законом порядке. Если церковный, то
необходимо разрешение архиерея на его расторжение и благословение на вступление
в новый Брак.
6. Препятствием к совершению Браковенчания является духовное
родство между кумовьями, крестившими одного ребенка и между крестными
родителями и крестниками.
7. Не венчается Брак, если хотя бы один из брачующихся
исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм). Но
совершенный по католическому или протестантскому обряду, а также нехристианский
брак, в случае, если даже только один из супругов присоединился к Православной
Церкви, может считаться по их желанию в силе. При переходе в христианство обоих
супругов, брак которых заключен был по нехристианскому обряду, совершать
Венчание не обязательно, так как их супружество освящено благодатью Крещения.
8. Нельзя венчать принявших монашеские обеты, а также
священников и дьяконов после их рукоположения.
Совершеннолетие, психическое и физическое здоровье жениха и
невесты, добровольность их вступления в брак являются обязательными для
регистрации гражданского брака условиями. Поэтому Церковь не принимает участия
в выяснении этих обстоятельств, но требует от приходящих к Таинству Венчания
свидетельство о государственной регистрации брака.
Отсутствие родительского благословения на Венчание
(особенно, когда они являются атеистами) в случае совершеннолетия жениха и
невесты не может воспрепятствовать Венчанию.
Кто и где совершает
Таинство Венчания:
Таинство может совершать только законно поставленный
"белый" священник, не находящийся под каноническим запрещением.
Монашествующее священство, по обычаю, не венчает. Сына или дочь священника
должен венчать другой священник, но если такой возможности нет, это может
сделать отец.
Венчание над каждой парой должно совершаться отдельно.
Канонические установления не позволяют одновременное венчание нескольких пар. К
сожалению, это правило в современных условиях (из-за большого количества
венчающихся в одном храме пар) нередко не соблюдается. Брак совершается одним
священником и, если в храме есть штатный дьякон, то он сослужит совершающему
Таинство.
Местом совершения Таинства является любой православный храм.
Венчание, как момент сугубого торжества, разделяют с брачующимися родители,
родные, друзья и вообще все близкие им люди.
О расторжении
церковного Брака:
Церковь осуждает развод по той причине, что
богоустановленный порядок брака его не подразумевал. В беседе с фарисеями
Господь Иисус Христос сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший
вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и
мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не
двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они
говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с
нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с
женами вашими, а сначала не было так (Мф. 19; 4-8). Но немощь человеческого
естества такова, что "вместить" этого запрета некоторые верующие не
могут.
Развод в Православии осуждается, но признается, как
выражение церковной икономии, как снисхождение к человеческой немощи. При этом
право расторжения церковного брака и разрешение на вступление в новый брак
принадлежит только архиерею. Для того чтобы епархиальный архиерей снял прежнее
благословение и дал разрешение на вступление в новый церковный брак, необходимо
свидетельство о разводе и отсутствие канонических препятствий к новому браку.
Православной Церковью допускается не больше трех браков.
Перечень мотивов для церковного развода был достаточно
широк, несмотря на то, что в Евангелии Господь указывает только одну такую
причину: прелюбодеяние (См.: Мф. 5; 32). Так, Поместный Собор Русской
Православной Церкви в 1918 году в "Определении о поводах к расторжению
брачного союза, освященного Церковью" называет следующие:
1. Прелюбодеяние одной из сторон.
2. Вступление кого-либо из супругов в новый брак.
3. Отпадение супруга или супруги от Православия.
4. Противоестественные пороки.
5. Неспособность к брачному сожитию, наступившая до брака
или явившаяся следствием намеренного самокалечения.
6. Заболевание проказой или сифилисом.
7. Длительное безвестное отсутствие.
8. Осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав
состояния.
9. Посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей.
10. Снохачество или сводничество.
11. Извлечение выгод из непотребств супруга.
12. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь.
13. Злонамеренное оставление одного супруга другим. Этот
перечень оснований к расторжению брака в своей основе действителен и сейчас,
кроме некоторых экзотических для нас нюансов (например, лишение прав состояния).
В документе "Основы социальной концепции Русской Православной
Церкви", принятом Юбилейным Архиерейским собором в августе 2000 года,
добавляется к перечисленным еще и следующие причины.
1. Заболевание СПИДом.
2. Медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм
или наркомания.
3. Совершение женой аборта при несогласии мужа.
Чинопоследование
Таинства Брака:
Схема
чинопоследования Таинства
Обручение
Вынос Святых Креста и Евангелия из алтаря.
Благословение жениха и невесты, совершаемое священником
зажженными свечами.
Каждение брачующихся.
Возглас священника: «Благословен Бог наш…».
Мирная ектенья.
Молитвы на обручение.
Обручение.
Заключающая молитва.
Сугубая ектенья.
Венчание
Чтение 127-го псалма.
Переход священника с брачующимися из притвора в центр храма.
Слово поучения к венчающимся.
Вопросы о желании вступления в брак.
Возглас священника: «евекаовенно Царство…».
Мирная ектенья.
Три молитвы о сочетающихся браком.
Возложение венцов.
Тайносовершительная молитва Венчания: «Господи, Боже наш, славою
и честию венчай их».
Прокимен, Апостол, Евангелие.
Краткая сугубая ектенья.
Молитва.
Просительная ектенья.
Пение хором молитвы «Отче наш…».
Благословение и общая чаша вина жениху и невесте.
Хождение вокруг аналоя с пением тропарей.
Снятие венцов.
Две молитвы.
Отпуст.
Молитвы восьмого дня на разрешение венцов.
Состав чина Таинства
Чин Таинства складывается из двух частей – обручения и
венчания, первая из которых предваряет вторую, подобно тому, как Крещению
предшествует оглашение и как Литургии верных (на которой совершается Таинство
Евхаристии) предшествует Литургия оглашенных. Это деление имеет свой смысл:
первая часть как бы готовит принимающих Таинство к его второй
тайносовершительной части.
При этом обручение как бы отражает тот естественный брак,
который был до Христа, брак между Адамом и Евой, брак с целью деторождения.
Обручение свидетельствует признание Церковью тех взаимных намерений и чувств
жениха и невесты, которые они удостоверяют в храме перед всеми там стоящими.
Святая Церковь подтверждает искренность данного ими друг другу слова своим
благословением и молитвами.
Последование Венчания своим молитвенно-благодатным строем
полагает основание для совместной жизни в лоне Святой Церкви, под ее
благодатным покровом.
Последование
обручения
Жених и невеста становятся в притворе храма лицом к алтарю:
жених справа, невеста слева. Священник выходит из алтаря через Царские врата с
крестом и Евангелием в руках, которые полагаются на аналое, стоящем среди
храма. За священником выходит дьякон с обручальными кольцами, которые во время
совершения Литургии находились на правой стороне Престола. Затем священник
двумя зажженными свечами, символизирующими чистоту и целомудрие венчающихся,
трижды благословляет их и дает свечи им в руки. Если оба брачующихся вступают в
брак во второй (третий) раз, свечи им не даются!
Священник вводит жениха и невесту внутрь храма, совершает
перед ними каждение, и после этого начинаются молитвословия Церкви о
брачующихся.
Священник произносит возглас: «Благословен Бог наш…», и
читается «обычное начало».
После этого произносится великая ектенья, которая содержит
особые прошения о венчающихся: о даровании им детей; о ниспослании им любви
совершенной, мирной и помощи Божьей; о сохранении их в единомыслии и твердой
вере; о благословении их непорочной жизни.
Затем читаются две краткие молитвы, в которых воздается
хвала Богу, соединяющему разделенных, и испрашивается благословение на
брачующихся. (По обычаю кольцо жениха должно быть золотым, а невесты –
серебряным. Но кольца могут быть изготовлены и из одного металла – золота или
серебра – и иметь украшения из драгоценных камней.)
Священник, взяв сперва золотое кольцо, произносит трижды: «Обручается
раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек)». При каждом произнесении этих слов он
творит крестное знамение над главою жениха и надевает кольцо на четвертый
(безымянный) палец его правой руки.
Затем берет серебряное кольцо и крестит главу невесты
трижды, произнося: «Обручается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек)» и
надевает ей кольцо на безымянный палец правой руки.
Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце,
серебряное – подобие луны, блистающей отраженным солнечным светом. Само кольцо –
знак вечности и непрерывности брачного союза.
Затем, символизируя отдачу себя друг другу на всю жизнь,
жених и невеста трижды обмениваются кольцами. После этого серебряное кольцо
остается у жениха, а золотое – у невесты в знак того, что женской слабости
передается мужественный дух.
Священник произносит молитву, в которой испрашивается
благословение и утверждение обрученным. Завершается последование обручения
краткой ектеньей с добавлением прошения об обрученных.
Последование венчания
Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, торжественно
выходят на середину храма. Им предшествует священник с кадилом. Хор поет 127-й
псалом, прославляющий благословенное Богом супружество.
Жених и невеста становятся на разостланный на полу перед
аналоем белый или розовый плат. Крест, Евангелие и венцы лежат тут же на
аналое.
Затем священник спрашивает жениха: «Имеешь ли ты искреннее и
непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты),
которую видишь здесь перед собой?»
Ответ: «Имею, честный отче».
Вопрос: «Не связан ли ты обещанием другой невесте?»
Ответ: «Нет, не связан».
Затем священник спрашивает невесту:
«Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое
намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?»
Ответ: «Имею, честный отче».
Вопрос: «Не связана ли обещанием другому жениху?»
Ответ: « Нет, не связана».
Этими вопросами выясняется, не было ли формальных обещаний
вступить в брак с каким-то третьим лицом, и не вступал ли каждый из брачующихся
в незаконную связь или в зависимость, так или иначе обязывающую его по
отношению к этому лицу.
После этого литургическим возгласом – «евекаовенно Царство…»
– начинается Венчание.
После краткой ектеньи о благостоянии душевном и телесном
жениха и невесты священник произносит три молитвы: «Боже Пречистый и всея твари
Содетелю…», «Благословен еси, Господи Боже наш…» и «Боже Святый, создавый от
персти человека…».
После этих молитв наступает главный момент Таинства.
Священник, взяв венец, знáменует им крестообразно жениха и
дает ему целовать образ Спасителя. Это может быть совершено как один, так и три
раза (существует разные традиции, так как в требнике четко не указано, сколько
раз нужно повторять это действие).
Венчая жениха, священник произносит: «Венчается раб Божий
(имярек) рабе Божией (имярек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».
Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к
образу Пресвятой Богородицы, священник венчает ее, произнося: «Венчается раба
Божия (имярек) рабу Божию (имярек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».
Затем священник произносит трижды тайносовершительные слова,
благословляя обоих иерейским благословением: «Господи, Боже наш, славою и
честию венчай я (их)!»
Венцы, надеваемые в Таинстве Венчания на головы жениха и
невесты, имеют три символических значения.
1. Царские венцы, надеванием которых провозглашается честь и
слава человеку как царю творения. Жених и невеста становятся друг для друга в
реальном смысле – царем и царицей.
2. Мученические венцы, символизирующие мученичество
супругов, распинающих каждодневно в браке свой собственный эгоизм.
3. Венцы Царства Божья, путь в которое открывает
благочестивая жизнь в браке.
После произнесения тайносовершительной формулы произносится
прокимен:
«Положил еси на главáх их венцы, от кáменей честных, живота
просиша у Тебе, и дал еси им».
Стих: «Яко дáси им благословение в век века, возвеселиши я
(их) радостию с евека Твоим».
Затем читается 230-е зачало из Послания святого апостола
Павла к Ефесянам (Еф. 5; 20-33): благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя
Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены,
повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и
Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу,
так и жены своим мужьям во всем.
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и
предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или
чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить
своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто
никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь
Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему
оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна
плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый
из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
(Примечание: Для лучшего понимания смысла апостольского и
Евангельского чтений они даются по-русски.)
Последние слова чтения: «А жена да боится своего мужа»
нередко соблазняют венчающихся, рождают мысли о «средневековой темноте и
забитости» женщины, а потому требуется некое усилие, чтобы понять смысл читаемого.
Конечно, никаких деспотических призывов в апостольском чтении нет. Здесь есть
высокие мысли, которые посещают сердца супругов, когда между ними есть истинная
любовь: они боятся опечалить любящего человека и нарушить между собой даруемое
в Таинстве сакральное единение. Это относится и к жене, и к мужу. Поэтому,
будучи членами Церкви и частицами полноты церковной, они равны между собой,
имея одного главу – Господа Иисуса Христа.
После Апостола читается Евангелие от Иоанна (Ин. 2; 1-11):
На третий день был брак в евек Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также
зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса
говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жeно? Еще не пришел час Мой.
Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут
шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по
две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их
до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И
понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не
знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда
распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее
вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так
положил Иисус начало чудесам в евек Галилейской и явил славу Свою; и уверовали
в Него ученики Его.
После прочтения Евангелия произносится краткое прошение и
молитва о новобрачных: «Господи Боже наш, во спасительном…».
Затем священник возглашает: «И сподоби нас, Владыко, со
дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и
глаголати…», и новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву «Отче
наш».
Приносится общая чаша с вином, над которой священником
читается молитва с просьбой о благословении «сочетающимся ко общению Брака».
Священник, осенив чашу крестным знáмением, троекратно подает
ее сначала жениху, потом – невесте. Общая чаша символизирует такое соединение
новобрачных, когда все без исключения радости и скорби – общие.
Затем священник соединяет правую руку мужа с правой рукой
жены, покрыв их сверху епитрахилью и своей рукой, и трижды обводит новобрачных
вокруг аналоя. При этом поются торжественные тропари «Исаие, ликуй…», «евек
мученицы» и «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало, мучеников радование,
ихже проповедь – Троица Единосущная». Круг, который молодожены трижды совершают
вокруг аналоя, символизирует вечное шествие, которое началось для них в
|